21 апреля 1856 года
военное министерство постановило передать обе телеграфные повозки в Гвардейский
пионерный дивизион (Garde-Pionier-Abteilung), чинами которого надлежало
комплектовать монтажные телеграфные команды. Два пионерных унтер-офицера были
направлены на берлинскую центральную телеграфную станцию в качестве
телеграфистов.
С середины мая до конца июня продолжались учения. В работах принимали
участие 3 унтер-офицера и 14 пионеров в трех командах:
1 унтер-офицер и 4
пионера сопровождали материальную повозку, выдавали инвентарь и разматывали
провод;
1 унтер-офицер и 6
пионеров били отверстия в грунте и распределяли шесты (по три человека на точке
при расстоянии между шестами в 50 шагов);
1 унтер-офицер и 4
пионера растягивали провод, укладывали его в желобки изоляторов и устанавливали
шесты.
Помимо этого сочли
необходимым в монтажный дивизион включить еще одного унтер-офицера и четверых
пионеров для осмотра проведенной линии и устранения неисправностей.
Скорость прокладки и
демонтажа линии:
Число
|
Количество
шагов
|
Прокладка
|
Демонтаж
|
28 мая
|
4.500
|
1 час
|
1 час
|
3 июня
|
4.800
|
1 час 6
мин
|
1 час
|
4 июня
|
9.000
|
1 час 50
мин
|
-
|
7 июня
|
7.000
|
1 час 43
мин
|
1 час 30
мин
|
21 августа 1856 было
высочайше утверждено постановление «О применении в войсках электромагнитного
полевого телеграфа по образцу существующего опытного оборудования…». Полевой
телеграф надлежало использовать во время предстоящих осенних маневров
Гвардейского корпуса. По такому случаю телеграфное управление выделило
дополнительный инвентарь: укомплектованный пишущий аппарат Морзе, батарею в 10
гальванических элементов, мачту-громоотвод, ½ мили медного провода, а также 6
шестов для проводки линии над дорогами (18 футов длины), необходимое количество
свай для крепления этих шестов и инвентарь для повозок – двойки и шестерки. Во
время учений с 22 по 27 августа королевскую штаб-квартиру соединяла со штабом
главнокомандующего телеграфная линия в 1 милю, смонтированная за 2 ¼ часа командой
гвардейских пионеров (1 унтер-офицер и 14 рядовых) и работавшая в течение двух
суток бесперебойно. Демонтаж занял 2 часа. Другая линия в 1 ½ мили, проложенная
командой в 4 унтер-офицера и 16 пионеров за 4 ¼ часа, использовалась в течение
ночи и была демонтирована за 3 ½ часа.
14 октября 1856 было
решено заказать для Гвардейского пионерного дивизиона 6 станционных и 12
материальных повозок с необходимой упряжью по образцу опытных моделей (а также
упряжь для шести верховых лошадей). Еще до заказа (к 6 декабря) были
исследованы возможности уменьшить массу повозок и оптимизировать инвентарь.
I) Масса материальной повозки была
снижена приблизительно на 5 центнеров (27 центнеров 76 фунтов) за счет ряда
конструктивных изменений (были устранены козлы, под ними - отдельный ящик для
изоляторов и т. п.).
II) Станционная повозка вместо артиллерийской колеи (Artilleriegeleise [4
фута 6 дюймов]) получила новую - 4 фута 10 ½ дюймов (как у материальной). Масса
повозки составила 17 центнеров 60 фунтов путем уменьшения примерно вполовину
высоты ящика под козлами, а также толщины некоторых деревянных и железных
деталей.
Аппараты Морзе усовершенствовать
не удалось в силу необходимой стандартизации их с аппаратами государственного
телеграфа; на каждые 3 станционные повозки сочли достаточным иметь 2 запасных
аппарата с батареями.
Все транспортные
средства полевого телеграфа надлежало окрашивать серой эмалью (Lacküberzug).
III) Материалы и инвентарь.
1) Поскольку расстояние
между шестами было установлено в 50 шагов, их число на повозку уменьшилось с
240 до 200, а толщина – с 1 ¾ дюйма до 1
½ дюймов. Дабы придать шестам военный вид их маркировали на половине высоты тремя
дюймовыми полосками - белой в обрамлении двух черных.
2) Масса изоляторов была
уменьшена почти вдвое. При сохранении прежних конструктивных особенностей они
взамен желобков с клиньями получили железные спиралевидные крючки, куда
помещался провод. Насадочный штырь изолятора вставлялся в поперечное отверстие
на штанге и фиксировался штифтом.
Для надежнейшей фиксации
провода каждый десятый шест снабжался изолятором с клеймами, - вместо крючка
снабжавшимся винтом и двумя гайками, которые зажимали провод (на повозку таких
изоляторов приходилось 20 штук).
3) Могли быть облегчены
изоляторные крюки.
4) Для каждой повозки
необходимо было заказать еще по 2 (т. о. всего выходило 4) деревянных молота и
железные тычины.
5) Стрелы для
направления провода и шестнадцатифутовые лестницы отменялись.
6) Восемнадцатифутовые
штанги, устанавливаемые при дорогах, заменяли сборными: нижняя секция – 2 ½ дюйма
диаметром и 10 футов длины, верхняя – обычный телеграфный шест.
К концу августа 1857 все
необходимые закупки были сделаны (на сумму 23.319 талеров). Для размещения 18
новых повозок понтонный гараж Гвардейского пионерного дивизиона был расширен.
31 марта 1859 года был
высочайше утвержден приказ о формировании двух полевых телеграфных дивизионов.
13 апреля 1859 был принят штат дивизионов, которые получали номера I и II.
Дивизион состоял из
телеграфного отделения (Telegraphen-Detachement) и обозной колонны (Train-Kolonne).
1) Телеграфное отделение:
1 капитан (командир)
1 секунд-лейтенант
Инженерного корпуса
|
||
1 лейтенант медицинской службы (Assistenzarzt)
|
||
1 фельдфебель
|
Обер-телеграфист
|
Четверо из них –
верховые для руководства монтажными работами
|
2 сержанта 1 класса
2 сержанта 2 класса
2 унтер-офицера 1
класса
|
Телеграфисты
|
|
2 унтер-офицера 2
класса
4 обер-пионера
4 ефрейтора
65 пионеров (включая одного
горниста)
|
С учетом возможности
одновременных монтажных работ на трех направлениях
|
Все чины относились к
Гвардейскому пионерному дивизиону и имели соответствующее вооружение,
снаряжение и обмундирование.
В отделении было 4 обозных
солдата;
1 двойка - грузовая повозка
(Packwagen) для офицерского багажа, кассы и т. п.;
10 верховых и 2 тягловые
лошади.
2) Обозная колонна:
1 секунд-лейтенант обозных
частей как вожатый
|
|
1 сержант 1 класса как
вахмистр
1 унтер-офицер 1
класса
1 унтер-офицер 2 класса
1 унтер-офицер 3
класса
24 обозных солдата
1 кузнец (Beschlagschmied)
|
В I полевом
телеграфном дивизионе обозные чины 3-го армейского корпуса
во II – 4-го армейского корпуса.
|
3 станционные повозки (двойки)
с необходимыми аппаратами Морзе, батареями и т. п.;
6 материальных повозок (шестерок)
с необходимыми материалами для прокладки 6-7 миль телеграфной линии;
7 ездовых и 46 тягловых
лошадей.
Итого:
Отделение
|
2 офицера
|
1 мл. врач
|
13 у.-оф.
|
69 пионеров
|
4 обозных
|
Обоз
|
1
|
4
|
25
|
||
Итого
|
3
|
1
|
17
|
69
|
29
|
86 чинов
|
|||||
115 чинов
|
10 верховых
|
2 тягловые
|
1 груз. двойка
|
|
7
|
46
|
3 ст. повозки
|
6 шестерок
|
17
|
48
|
4 двойки
|
6 шестерок
|
65 лошадей
|
10 повозок
|
Имущество дивизиона:
на трех станционных
повозках: 5 аппаратов Морзе с батареями по 30 элементов;
на шести материальных
повозках:
27 центнеров медного
провода сечением в 1 линию – 6 миль;
6000 погонных футов
медного провода с гуттаперчевой изоляцией;
60 катушек для намотки провода
с 6 рукоятками (Kurbeln);
1000 погонных футов
речного кабеля с гуттаперчевой изоляцией в двух бухтах по 500;
1200 сосновых шестов, 1 ½
дюйма в диаметре, 12 футов длины;
12 шестов для установки
при пересечении дорог (Überwegstangen);
6 железных громоотводных
мачт;
1440 укомплектованных
изоляторов;
120 изоляторов с болтами
и гайками;
1560 штифтов;
288 горизонтальных
изоляторных крюков со штифтами;
72 вертикальных
изоляторных крюка со штифтами;
6 двойных изоляторов (Doppelarm);
12 железных тычин;
24 деревянных молота;
6 двенадцатифутовых
лестниц;
2 шестифутовых стремянок;
6 секаторов;
необходимый ручной и
шанцевый инструмент.
Масса станционной порожней
повозки составляла 14 центнеров 75 фунтов,
груз (без учета возницы)
– 3 центнера 50 фунтов,
итого: 19 центнеров 25
фунтов;
на каждую лошадь – 9 центнеров
62 фунта (без учета возницы);
материальная повозка –
23 центнера 70 фунтов,
груз – 31 центнер 41
фунт,
итого: 55 центнеров 11
фунтов;
на каждую лошадь – 9 центнеров
20 фунтов.
Две повозки, на которых
был речной кабель (массой в 2 центнера 26 фунтов), весили по 57 центнеров 37 фунтов (на
каждую лошадь – 9 центнеров 56 фунтов).
С 22 апреля 1859 для обеспечения частей телеграфистами от каждого пионерного дивизиона два годных чина должны были проходить четырехнедельную практику на государственном телеграфе по месту дислокации корпуса. Кроме того 4 мая 1859 телеграфное управление обязалось в случае мобилизации направлять в каждый полевой телеграфный дивизион годного чиновника для инструктажа офицеров.
Major A. May, Geschichte der Kriegstelegraphie in Preußen, 1854–1871 /Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres, 1875.
К 15 мая 1859 года
сотрудниками телеграфного управления была составлена докладная записка «Прусский
полевой телеграф (Der preußische Feld-Telegraph)», где устанавливались цели
полевой телеграфии, описывался материал и порядок работ строительной команды из
1 унтер-офицера и 10 нижних чинов. В отношении монтажных работ документ в целом
повторял «генеральную инструкцию» (см.), за исключением нового способа крепления
провода на изоляторах (спиралевидные металлические крючки стали на место
желобков и клиньев).
№№1 и 2 – при повозке;
№№3-6 – по двое пробивают
отверстия при помощи тычины и молота;
№№7 и 8 – устанавливают шесты
и фиксируют провод;
№№9 и 10 – растягивают провод
упомянутым способом (см.).
Oberstleutnant H. Frobenius. Geschichte des preussischen Ingenieur- und Pionier-Korps von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Jahre 1886. B. I. - Berlin, 1906.
Помимо этого в докладной
записке назвался порядок укладки речного кабеля.
Major A. May, Geschichte der Kriegstelegraphie in Preußen, 1854–1871 /Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres, 1875.
Комментариев нет:
Отправить комментарий