Каждая из семи пехотных дивизий
включает автомобильный дивизион (Kraftfahr Abteilung). Командир дивизиона (штаб-офицер)
одновременно является начальником автомобильной службы дивизии, техническим
советником и помощником командира дивизии в вопросах автодела. Под его ответственностью
состоит: организация автомобильного дела в дивизии, организация автомобильных
частей и их рациональное использование, инспекция дорог с точки зрения
автомобильной пригодности и заявки на ремонт таковых, организация военных
транспортов, вопросы, связанные с
комплектацией авточастей персоналом и техникой, а также организация
технического обслуживания, поставки ГСМ и запчастей.
Штаб дивизиона: командир, два офицера
автомобильных войск, медик (офицер медицинской службы), казначей, 5 писарей,
обервахмистр, унтер-офицер санитарной службы, 9 водителей (Fahrer), 2 связных – всего 5
офицеров и 18 нижних чинов [3 легковых автомобиля, грузовик и 2 мотоцикла].
Помимо этого командир дивизиона
имеет в распоряжении двух капитанов автомобильных войск (Hauptmann der Kraftfahrtruppe) с необходимым персоналом. Капитан командует несколькими взводами бронеавтомобилей,
действующими совместно, руководит движением дивизиона при тактическом перемещении
войск, командует несколькими автомобильными колоннами, назначенными для долговременного
транспорта какой-либо части.
При капитане состоят: младший
офицер, бухгалтер, писарь, унтер-офицер санитарной службы, обервахмистр и 7
водителей [2 легковых автомобиля, грузовик, кухня-прицеп и мотоцикл].
При командовании высшим войсковым
соединением (корпусом) предусматриваются офицеры автомобильной службы,
являющиеся начальниками корпусных автотранспортных подразделений, но не их
командирами.
Автомобильный дивизион.
1) штаб дивизиона;
2) 1-2 мотоциклетные части (Kraftradzüge);
3) 1-2 взвода бронеавтомобилей (Gepanzerte
Kraftwagenzüge);
4) 2-5 колонн грузовиков;
5) 1-2 подвижные мастерские (Kraftwagenwerkstattzüge);
6) 1-2 подвижные АЗС (Bewegliche
Tankstelle);
7) подвижный склад запчастей (Feldzeuglager).
Колонны грузовиков могут быть двух
типов: общей грузоподъемностью 30 т и 60 т.
Помимо этого в дивизионе состоит 1-3
санитарные части, которые подчиняются с одной стороны (служебной) начальнику
санитарной службы дивизии, а с другой (профессионально-технической) – командиру
автомобильного дивизиона.
Мотоциклетная часть.
Командир – младший офицер,
обервахмистр, 3 унтер-офицера, 20 водителей и мотоциклистов [легковой
автомобиль, автофургон, 19 мотоциклов].
На марше командир пользуется
легковым автомобилем, все остальные чины части (кроме четырех водителей и обервахмистра)
– мотоциклами.
Мотоциклисты используются для связи,
в исключительных случаях участвуют в бою совместно с частями пехоты или
кавалерии.
Мотоциклисты используются для
поддержки связи между командованием дивизии и подчиненными подразделениями,
командованием смежных дивизий, а также для поддержки связи внутри частей на
марше, прежде всего – в колоннах автомобилей.
Порядок марша: во главе легковой
автомобиль командира части, при котором один связной мотоциклист. Часть
подразделяется на три взвода (секции) по 6 мотоциклов, четвертый взвод составляют
автофургон с персоналом (командиры трех взводов – унтер-офицеры, четвертого –
обервахмистр). Мотоциклисты идут один за другим. Автофургон замыкает колонну.
Средняя скорость (25 км/ч) может
быть увеличена в зависимости от состояния дорог и боевой ситуации. Расстояние
между мотоциклами – 30 м. При движении по населенным пунктам и плохим дорогам
скорость сбавляется до 15 км/ч.
Под наблюдением неприятеля
движение осуществляется переездами от укрытия к укрытию. При остановке организуются необходимые посты, а
техника и персонал должным образом укрывается от наблюдения с земли или
воздуха, находясь в тени зданий или деревьев.
Протяженность среднего суточного
марша части 150 км (расход бензина – 270 л).
Непосредственно в боевых действиях
часть используется крайне редко: для прикрытия флангов, быстрого захвата дефиле,
мостов, бродов и т. п. и удержания таковых до подхода основных сил, при
кавалерийских рейдах в тыл неприятеля, а также (при отступлении) для взрыва мостов, разрушения дорог и прочих
коммуникационных линий.
При угрозе столкнуться на марше с
неприятелем мотоциклетная часть снабжается бронеавтомобилем или пулеметом, устанавливаемым
на легковом автомобиле. При столкновении с неприятелем мотоциклисты
спешиваются, оставляя технику под защитой водителей; не следует, однако,
слишком отдалятся от мотоциклов, дабы не быть отрезанными.
Во время атаки на марше не следует
останавливаться, но лишь увеличивать скорость, поскольку на скорости 40-60 км/ч
вероятность попадания минимальна.
Взвод бронеавтомобилей.
Командир – офицер, два
унтер-офицера, 9 водителей [2 бронеавтомобиля, 1 легковой автомобиль, 1
автофургон и 1 мотоцикл].
Масса бронеавтомобиля при полной
боевой загрузке – 10,5 т; двигатель – 100 л.с.; средняя скорость – 20 км/ч,
максимальная – 45 км/ч. Запас хода – 150 км (525 л бензина).
При использовании в бою на каждом
бронеавтомобиле предполагается десант пехоты – 13 человек с пулеметом.
Колонны грузовиков.
Колонна грузовиков на 30 тонн:
командир – офицер, обервахмистр, 3 унтер-офицера и 28 водителей [2 легковых
автомобиля, 12 грузовиков {в т. ч. 1 запасной и 1 хозяйственный} и мотоцикл].
Колонна грузовиков на 60 тонн: 2
офицера, обервахмистр, 6 унтер-офицеров и 54 водителя [2 легковых автомобиля,
24 грузовика {в т.ч. 2 запасных и 2 хозяйственных} и 2 мотоцикла].
Колонна делится на взводы – по 5 грузовиков;
легковые автомобили, хозяйственные, запасные грузовики и мотоциклы составляют
отдельный взвод.
Каждая колонна вооружена зенитным
пулеметом со всеми необходимыми средствами для стрельбы; боевое обслуживание
пулемета осуществляют командир и
водители 1-го взвода.
Командир колонны на легковом
автомобиле руководит маршем, имея в распоряжении мотоциклистов для поддержки
связи и передачи приказов. Командир 1-го взвода находится на головном грузовике
и поддерживает заданную скорость. Командир последнего взвода ("замыкающий
унтер-офицер") на замыкающем
колонну автомобиле поддерживает порядок во время марша, а также заботится о
неисправных и отставших автомобилях. Дистанция между грузовиками должна в три
раза превышать длину грузовика. Для связи днем применяются флажки, а ночью
фонари.
Во время марша командир должен
учитывать, что его главной задача - своевременное прибытие в пункт назначения,
и все приказы корректируются этой задачей.
Если марш направляется в районе,
где возможно столкновение с неприятелем, впереди колонны высылается в качестве
дозора грузовик с помощниками водителей во главе с унтер-офицером. Во время
остановки при большем риске подвергнуться атаке принимаются дополнительные меры
предосторожности. Командир колонны обязан выставить необходимые посты, а люди и
автомобили должным образом скрыты от наблюдения. Персоналу при этом не следует чрезмерно
удаляться от техники.
Поскольку днем автомобильную колонну
легко отследить из-за поднимаемой пыли, следует в непосредственной близости от
неприятеля двигаться ночью. В этом случае средняя скорость дневного марша (15
км/ч) может быть уменьшена.
Обгон во время следования колонны
запрещен. Первая остановка по прохождении 10 км, последующие – через каждые 30
км. Стандартный суточный марш колонны покрывает расстояние 90-100 км.
Колонне следует всячески избегать
столкновений с неприятелем, но при неминуемости такового столкновения следует:
1) в случае воздушного налета колонна
увеличивает скорость; при непосредственной атаке автомобили останавливаются по
команде, зенитный пулемет начинает обстрел самолета, персонал, покинув
автомобили, занимает укрытия и ведет винтовочный огонь;
2) в случае столкновения с неприятелем командир колонны
старается в зависимости от соотношения сил уйти либо прорваться.
Если увеличение скорости не дает
результатов, командир колонны организует оборону. Персонал последнего взвода
занимает позицию при автомобилях, защищая тыл колонны от обхода. Прочие взводы
с зенитным пулеметом, стараясь по возможности занять какие-либо укрытия, принимают
бой. Бой длится до отхода неприятеля, затем командир колонны немедленно
продолжает марш, памятуя, что главной его задачей стоит своевременное прибытие
в пункт назначения.
Задачей колонн грузовых автомобилей
является транспорт войск и материалов. В особых случаях колонны могут быть
приписаны какой-либо части как постоянное транспортное средство. Прежде всего
это касается пехотных батальонов кавалерийских бригад.
Для транспорта пехотного батальона
необходимы:
Штаб батальона
|
2 легковых автомобиля
|
4 грузовика
|
2 мотоцикла
|
3 роты пехоты
|
6
|
36
|
3
|
Пулеметная рота
|
2
|
12
|
1
|
Всего
|
10
|
52
|
6
|
т. е. порядка четырех колонн (30
т).
Такой группе необходимо придать
взвод бронеавтомобилей для разведки и обороны, мотоциклетную часть для связи и
дорожной разведки, а также подвижную мастерскую. Командир такой группы
транспортных средств - один из капитанов автомобильного дивизиона (техническое
руководство и организация марша). Общее руководство осуществляет командир транспортируемого
батальона (тактическое командование).
При транспорте материалов командир
колоны отвечает за их сохранность, потому груз принимается и отпускается по
ведомости.
Санитарная часть.
Состав: командир – офицер,
обервахмистр, унтер-офицер, 24 водителя [10 санитарных автомобилей, грузовик и
мотоцикл; санитарные автомобили могут быть с прицепами].
Каждый санитарный автомобиль
вмещает 3 лежачих или 8 сидячих больных или раненых; двухколесные прицепы – 3
лежачих или 6 сидячих.
Допустимая наивысшая скорость
движения – 25 км/ч.
Санитарные части работают порознь,
но при необходимости могут сводиться в санитарные колонны, управляемые
капитанами дивизионов.
Ремонт.
1 уровень – автомобильная колонна:
несложный ремонт, замена негодных частей.
2 уровень – подвижная мастерская
дивизиона: ремонт средней сложности.
Состав: командир – унтер-офицер, 3
мастера, 6 слесарей-монтеров, сварщик, электрик, токарь, кузнец, столяр,
жестянщик, шорник, обойщик и 4 водителя [трактор с прицепом-мастерской, автомастерская
и мотоцикл].
3 уровень – этапная автомобильная мастерская
(стационарная): капитальный ремонт.
При стационарной мастерской
состоят три подвижные мастерские (типа дивизионных) для удаленной работы, а также
запасные автомобили с персоналом. Водителям полагается принимать участие в
ремонте.
Снабжение.
1 уровень – склад колонны: 1.300 л
бензина в бочках, 120 л масла, 4 л керосина, 10 кг тавота, 1 л ворвани (Tran), 20 кг карбиду, 20 кг
концов, 4 рессоры, радиатор и 4 детали радиатора, 10 м цепей противоскольжения,
весы, комплект ключей и большой домкрат.
2 уровень – подвижный склад дивизиона:
3.000 л бензина, 320 л масла, 30 кг тавота, 10 л керосина, 10 кг концов, 100 кг
карбиду и прочие материалы.
Подвижная АЗС обслуживает автомобили,
действующие вне состава колонн. Склады последних с
этапного склада постоянно ГСМ пополняет топливная колонна.
Топливная колонна (30 тонн) несет
20.000 л бензина, 2.000 л масла, 200 кг тавота, 60 кг концов, 400 кг карбиду и
60 л керосина.
3 уровень – этапный автомобильный
склад, разделенный на АЗС, склады резины, запасных частей, инструментальный и
сырья. АЗС представляет 3 железнодорожные цистерны и крытый вагон: 45.000
л бензина, 5.100 л масла, 450 кг тавота, 150 кг керосина, 150 кг концов и 900 кг
карбиду.
Этапный склад хранит универсальные
запасные части, прочие – изготавливаются в мастерских из сырья.
Нормы износа резины: покрышки –
4.500 км, камеры – 8.000 км, массивные шины – 15.000 км.
Источник: J. Augustowski.
Jednostki samochodowe w wojsku niemieckim po wojnie światowej // Przegląd Wojskowo-Techniczny. R. 6, 1932, t. 11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий