среда, 1 марта 2017 г.

Развитие материальной части прусского полевого телеграфа в 1854-59

Специфика полевой телеграфии требовала использования двух типов повозок.
1) Для транспортировки аппаратов, батарей, пластин заземления и т. п. - закрытая рессорная двойка (ein zweispänniger auf Federn ruhender Coupee-Wagen) – станционная повозка (Telegraphen-Bureauwagen), каковая бы служила также в качестве телеграфной станции (Telegraphen-Bureau). Салон (Fond des Wagens) был, прежде всего, предназначался для установки и эксплуатации телеграфного аппарата; входная дверца – позади, в пространстве под приборным столиком - рабочая батарея, а в ящике под козлами - запасные принадлежности. Помимо этого в салоне станционной повозки должно было хватать места для телеграфиста, его заместителя и помощника.
2) Для транспортировки шестов, изоляторов, провода и т. п. – четверка - материальная повозка (Telegraphen-Transportwagen). В кузове (высотой в 2 ½ - 3 фута, шириной в 3 фута 7 дюймов, длиной в 12 футов), поделенном на четыре отдела (по 10 дюймов), требовалось уместить 105 железных и 105 деревянных шестов (включая запасные), четыре бухты с милей провода, 1000 погонных футов изолированного гуттаперчей провода (Guttaperchadraht), 500 погонных футов речного кабеля (Flußleitungstau), а также необходимый рабочий и шанцевый инструмент. В передней части повозки в ящике (около 3 ½ футов длины, 3 фута ширины и 12-18 футов высоты) – 300 изоляторов, 90 крюков (Arme) для вворачивания в стволы деревьев и т. п., а также запасные детали. Кузов и изоляторный ящик имели собственные крышки (последняя служила козлами). Задний бортик кузова – откидной, - для удобнейшей разгрузки шестов. На задней части крышки -два якоря (Gabelstütze), на которые надевались бухты для размотки и намотки провода.
Относительно массы станционной повозки предложений сделано не было. Масса груженой материальной повозки определялась в пределах 30 центнеров. При езде проторенными дорогами нагрузка в 7 ½ центнеров на лошадь не считалась чрезмерной.
Требуемый персонал.
1) На каждый аппарат – 2 телеграфиста и 2 человека в качестве помощников и вестовых.
2) На прокладку одной мили линии – 2 унтер-офицера и 9 рядовых, командируемых из войсковых частей, которые обслуживала телеграфная колонна. Для обеспечения телеграфной связи армейского корпуса предусматривалось поставить служащего государственного телеграфа, который в мирное время занимался бы отбором и обучением персонала. (При последовательной прокладке линии любой длины численность персонала не увеличивалась).
3) Для станционной повозки – 1 ездовой, 2 лошади; для каждой материальной повозки – 1 ездовой, 4 лошади.
Телеграфную колонну армейского корпуса должны были составить 3 станционных повозки (корпусного и дивизионных штабов), число материальных повозок зависело от протяженности линий.

Военное министерство внесло в проект некоторые коррективы, и в конце июля 1855 вагоностроительному предприятию фон Пфлюга (Wagenbauanstalt von Pflug) был заказаны обе повозки:
станционная – 17 центнеров 10 футов;
материальная – порожняком – 30 центнеров 22 фунта; груз – 37 центнеров 15 фунтов; всего – 67 центнеров 37 фунтов (т. о. при четверке – примерно 17 центнеров на лошадь; при шестерке – 11 центнеров 25 фунтов).
15 сентября 1855 эти повозки были использованы при прокладке линии от деревни Штеглиц от охотничьего замка Грюневальд, местность между которыми изобиловала естественными преградами разного рода. Линия в ¾ мили была проложена группой из 1 унтер-офицера и 15 рядовых (3 телеграфных рабочих и 12 пехотинцев) в течение 3 ¼ часов и демонтирована в течение часа. Работа велась следующим порядком:
2 человека разгружали материал с повозки (шестерка лошадей) и следили за размоткой провода;
2 человека распределяли шесты, отмеряя необходимое расстояние;
6 человек устанавливали шесты и изоляторы;
2 человека укладывали провод;
1 человек фиксировал провод деревянными клиньями;
2 человека делали отверстия в грунте.
Опыт продемонстрировал неудобство работы с железными шестами, которые были тяжелы и деформировались при вкручивании в плотный грунт. Высота кузова повозки могла быть уменьшена на 1 фут, что почти на треть уменьшало массу. Кроме того, было решено держать провод в нескольких небольших бухтах (примерно по 3000 футов), для переноски по недоступным для повозок участкам.

Для следующего опыта (18 ноября) была выбрана местность за деревней Альт-Шёнеберг на Потсдамской железной дороге (линию вели через Хазенхайде [Hasenhaide] до Шлэхтервизе [Schlächterwiese]). Линия длиной в милю была проложена 12 телеграфными рабочими в течение 2 ¾ часов и демонтирована в течение двух часов. Материальная повозка – четверка лошадей. Работа велась следующим порядком:
4 человека с двумя железными тычинами и двумя молотами делали отверстия в грунте;
2 человека крепили изоляторы на шесты и следили за размоткой провода;
2 человека устанавливали шесты;
1 человек укладывал провод;
1 человек фиксировал провод;
2 человека растягивали провод в процессе монтажа.
Еще до слушания доклада об этих испытаниях в начале декабря 1855 года в связи с военными приготовлениями было решено заказать 6 станционных повозок (4.500 талеров), 12 материальных повозок (21.000 талеров) и необходимую упряжь (4.500 талеров), что одобрено было AKO от 16 декабря 1955.

Наконец, 1 марта 1856 прошедшие опыты были в докладе об использовании портативного электрического телеграфа охарактеризованы как успешные, и признавалась принципиальная целесообразность нововведения. Была выработана инструкция по монтажу, а также составлен табель стоимости всего необходимого для прокладки линии  длиной в одну немецкую милю.
   Для обслуживания материальной телеги с 1 милей провода требовался 1 конный унтер-офицер и 12 рядовых.
№№1 и 2 – на повозке, выдают все оборудование, следят за разворачиванием провода и соединяют концы провода, скручивая их. Помимо этого они направляют движение повозки.
№№3-6  на соседних точках установки шестов делают отверстия в грунте с помощью тычин и деревянных молотов.
№№7 и 8 устанавливают прямо шесты; для крупнейших шестов при пересечении дорог они углубляют отверстия до двух-двух с половиной футов, укладывают на изоляторы провод и фиксируют его кусками проволоки (вместо деревянных клиньев), наконец, обеспечивают незыблемость шеста, связывая его железной проволокой со скобами, вогнанными в грунт на угловых точках.
№9 направляет провод с помощью специальной стрелы (Drahtausleger), укладывая его в желобки изоляторов.
№№10 и 11 растягивают провод, удаляясь друг от друга  на расстояние в два-три шеста; №10 удерживает провод, зацепленный за крюк на ближайшем шесте, пока №11 не начинает провод натягивать, после этого №10 медленно отпускает провод, давая ему повисать.
№12 фиксирует провод в желобках изоляторов с помощью деревянных клиньев, на что имеет стремянку и молоток.
Разведка маршрута ведется особым лицом; при проходке леса или аллеи №№3-6 бурят отверстия в стволах деревьев, а №№7 и 8 ввинчивают в них специальные стальные крюки с изоляторами.
Стоимость оборудования составляли:
1) станционная повозка – 575 талеров,
реквизит станционной повозки (1 аппарат, 30 гальванических элементов и т. п.) – 208 талеров, 15 зильбергрошей,
итого – 783 талера 15 зильбергрошей;
2) материальная – 500 талеров,
реквизит материальной повозки – 867 талеров 15 зильбергрошей,
итого – 1367 талеров 15 зильбергрошей.
Реквизит материальной повозки в главном:
4 ½ центнера медного провода сечением в 1 линию (24.000 погонных футов на восьми бухтах по 3000),
1000 погонных футов медного кабеля (двойная гуттаперчевая оболочка) в двух бухтах по 500,
10 жестяных катушек (Trommeln) для намотки провода,
240 сосновых шестов 1 ¾ дюйма в сечении и 12 футов дины, промасленных, с верхней и нижней оковкой,
1 железная мачта заземления (Erdleitungsstange), полая, ¾ дюйма в сечении, 12 футов длины, с медной обшивкой и шнеком (вместо пластины заземления),
300 изоляторов,
48 железных изоляторных крюков (Isolirstützen) горизонтальных,
12 железных изоляторных крюков вертикальных,
1 двойной изолятор (Doppelarm) кованого железа,
300 самшитовых клиньев,
2 стрелы для направления провода,
1 двенадцатифутовая лестница,
1 стремянка,
1 секатор (Baumscheere),
необходимый ручной и шанцевый инструмент и т. п.
Масса порожней материальной повозки – 27 центнеров 76 фунтов,
груженой – 58 центнеров 51,6 фунта.

Major A. May, Geschichte der Kriegstelegraphie in Preußen, 1854–1871 /Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres, 1875.

Комментариев нет:

Отправить комментарий