понедельник, 22 января 2018 г.

Снабжение бронечастей фронта

А. Розанов. Снабжение бронечастей фронта (Броневое дело, №1, март 1921 г.)
[3]
Существующий порядок снабжения фронтовых бронечастей установлен в конце января 1920 г. приказом Реввоенсовета Республики за №179 (См.).
Этот приказ, будучи основой, на которой построена вся система снабжения бронечастей, как фронта, так и тыла, является выражением принципа объединения снабжения около соответствующих Начснабов дивизий, армий, или фронтов, в зависимости от того, в состав какого войскового соединения бронечасть входит.
Основные положения современной структуры снабжения, вполне целесообразные, совпадающие с тезисами экономической политики Советской власти, направленные к незамедлительному и планомерному снабжению военным имуществом бронечастей, как формируемых, переформировываемых, так и выходящих из ремонта, за истекший годичный период, оказались, однако, в некоторой части их неприемлемыми для фронтовых бронечастей.
Усилиями Бронеотдела, поддержанными инспекцией бронечастей при полевой штабе РВСР, ЦУСом и Чусоснабармом, некоторые из недостатков порядка снабжения, не являющиеся результатом общей нашей экономической разрухи, а порожденные лишь особенностями работы бронечастей, удалось уже устранить, некоторые находятся на пути к устранению и, наконец, остальные, носящие характер общего и притом хронического недостатка имущества, до некоторой степени ослаблены путем забронирования этого имущества частью или полностью за бронечастями.
Осветим этот вопрос несколько подробнее.

Все дефекты снабжения фронта при более или менее детальном рассмотрении их резко подразделяются на следующие группы:
1) Происходящие от несоответствия структуры фронтового снабжения с особенностями службы бронечастей;
2) вызванные недостатком некоторых родов имущества в Республике и
3) исходящие из недостаточной осведомленности бронечастей относительно порядка истребования имущества и неподготовленности из хозяйственного аппарата.
Так, например, приказом Чусоснабарма за № 97, опубликованном еще в октябре месс. 1919 г., разрешался отпуск кожаного обмундирования только фронтовым частям, управлениям и учреждениям, коим таковые положения по табели, объявленной в приказе РВСР за №199. Этот приказ, воспрещающий выдачу кожаного обмундирования тыловым бронечастям, формирующимся при бригадах, особенно настойчиво начавшийся проводиться в жизнь с начала 1920 г. (момента, когда вопрос о кожаном обмундировании стал за недостатком его, особенно остро), поставил бронечасти в необходимость отправляться на фронт неснабженными таковым. Выбывая на фронт, бронечасть вынуждена была на основании приказов №№179 и 789 поступать на довольствие при Начснабе дивизии, армии, или фронта. Вследствие недостатка кожаного обмундирования, немедленно получить его на фронте не представлялось возможности, и бронечасть становилась на общих основаниях в очередь снабжения. В связи с особенностями работы бронечасти, вследствие частых перебросок их из одной армии, или дивизии в другую, с одного фонта на другой, на основании
[4]
того же приказа №179, бронечасть, не дождавшись очереди получения кочанного обмундирования при одном Начснабе, вследствие переброски ее в распоряжение другой армии, или фронта, вновь становились на довольствие при другом Начснабе и вновь ожидала очереди получения.
Считаясь с необходимостью кожаного обмундирования и трудностями получения его на фронте, Бронеотделу удалось к маю 1920 г. добиться разрешения Чусоснабарма снабжать бронечасти кожаным обмундированием при формировании их в тылу из запасных бригад.
Порядок же дальнейшего снабжения кожаным обмундированием на фронте остался для бронечастей прежним.
На основании приказа РВСР, за №474, все лица административно-хозяйственного состава бронечасти имели право на получение всякого имущества лишь на фронте.
В силу изложенных выше причин и принимая во внимание, что с увеличившимся числом формирований бронечастей в запасных бригадах скопилось значительное количество лиц административно-хозяйственного состава, не имеющих обмундирования, к декабрю 1920 г. удалось добиться изъятия из приказа №474, разрешающего лицам административно-хозяйственного состава, служащим в бронечастях, получать обмундирование при формированиях в запасных бригадах.
Таким образом, эти два мероприятия, проведенные теперь в жизнь, позволяют, разумеется, в пределах ресурсов Республики, снабжать отправляющиеся на фронт бронечасти всеми видами довольствия.
Вместе с тем, Бронеотдел, в заботах не только о подготовке бронесил для фронта, но и по улучшению дальнейшего снабжения их уже на фронте, поставил себе очередной задачей получить разрешение снабжать всеми видам вещевого имущества фронтовых бронечастей, так же как и тыловых, при соответствующих запасных бригадах и дивизионе.
Этот вопрос уже разработан, находится в стадии рассмотрения и, в случае его осуществления, бронечасти получат справедливую, по их выдающемуся значению, возможность снабжаться всеми видами вещевого довольствия непосредственно  из центра, без ряда очередей, а если и в порядке очереди, то одной, постоянной, существующей для всех бронечастей.
Следующим недостатком, мешающим правильному снабжению фронтовых бронечастей, является значительное, а временами и полное отсутствие некоторых предметов снабжения. К этим предметам относятся: вспомогательные автомобили, гусматики, некоторые виды инструмента и запасных частей.
Для удовлетворения этих нужд, или уменьшения остроты положения, некоторые виды такого имущества (как, например, гусматич. колеса и обода, авторезина к ним и проч.) взяты на учет Бронеотделом или забронированы за ним.
Таким образом, Бронеотдел берет на себя самую трудную ответственную и неблагодарную задачу: снабжать фронт имуществом, которым Республика обладает в весьма ограниченных размерах.
В этом отношении в деле организации производства специального броневого имущества отделом произведена огромная работа в условиях, исключительно затруднительных: налажено производство гусматиков, сбор материалов к ним, ремонт, сбор, хранение и распределение бронеимущества и проч.
Правда, некоторые потребности фронта остаются неудовлетворенными, но лишь по причинам, не зависящим от отдела, выражающимся в отсутствии предметов заграничного ввоза и заводского производства, сократившегося или остановившегося вследствие затруднений, созданных экономическим упадком страны, гражданской войной, блокадой.
Коснемся, наконец, третьей причины, вызывающей задержки в снабжении фронта, причины, имеющей, правда, второстепенное значение, но вызывающей нередко недовольство фронтовиков и сетования по адресу тыла: это – недостаточная осведомленность снабженческого аппарата бронечастей о порядках истребования имущества, а временами и неумение его, в силу малой опытности, пойти прямым путем законного прядка получения имущества.
Малая осведомленность о порядках истребования объясняется недостаточным распространением печатных руководств и приказов, издающихся, за отсутствием бумаги, в ограниченном количестве, а временами и невозможностью, при наличие даже достаточного количества этих изделий, снабдить ими бронечасть в период боев и перебросок. Плохая подготовленность административно-хозяйственного состава проистекает от общего недостатка этих лиц, вынуждающего вести ускоренную подготовку таковых.
Так, например, бывают случаи, когда бронечасти, вопреки существующим законоположениям, миную фронтовые органы снабжения, или не заручившись документальными справками (визами) от них, за получением имущества прибывают с требовательными ведомостями, составленными произвольно, не по формам, объявленным в соответствующих приказах и не заключающими в себе необходимых данных, прямо в центр, где на основании тех же причин, получают, к крайнему своему неудовольствию, отказы.
В виду отсутствия в таковых случаях вины со стороны бронечастей, требовательные ведомости отделом проверяются, и. если представляется возможным требовательные ведомости направляются даже с соответствующими ходатайствами об удовлетворении в высшие снабжающие инстанции; тем не менее, это не всегда бывает выходом из положения, и нередко посланные с фронтов возвращаются обратно с отказом высших снабжающих органов по формальным причинам.
На этот вопрос в настоящее время, в связи с затишьем на фронтах, также обращено внимание и принят ряд мер, имеющих целью повысить уровень специальных знаний лиц административно-хозяйственного состава путем усиленного обучения их при бригадах и на специальных курсах, а также систематизировать и распространить материал по вопросам снабжения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий