Стоянов. Подготовка
красноармейского состава в бригаде формирования бронепоездов (Броневое дело,
№1, март 1921 г.).
[23]
Основной работой
бригады, как за принцип, принимается: 1) формирование новых бронеединиц, 2)
переформирование недостаточно боеспособных и технически подготовленных к
ведению боя и 3) расформирование бронеединиц явочного формирования, по своему
техническому несовершенству не отвечающих требованию времени.
Для более успешного
выпуска новых бронекоманд, отвечающих требованию построения Рабоче-крестьянской
Красной Армии, могущих отправиться на фронт, как мощная ударная часть как
сильная бронеединица, сильная не столько количеством, сколько качеством, весь
полусырой состав будущих бронепоездов поступает в Дивизион бригады, где под
непосредственным наблюдением штаба последней, подготавливается в роте
формирования, строго руководствуясь уставами Красной Армии, а также инструкциями
и пособиями специального броневого характера, чтобы не уклоняться в сторону от
принципов броневых частей.
Особенное внимание
приходится обращать на устранение недостатков специфического характера, как то:
дезорганизация, отсутствие дисциплины, неуяснение задач, возложенных на
бронечасти, в коих спайка и доверие в исполнении распоряжений, а также и
единство взгляда на светлое будущее, является главным залогом строительства рабоче-крестьянской
власти.
Поступающие в роту
формирования красноармейцы разбиваются по специальным взводам, как то:
артиллерийский, пулеметный, телефонно-телеграфный, подрывной и железнодорожный,
где, под руководством взводных инструкторов, производится теоретической обучение
той или иной специальности при помощи наглядных пособий и подробного разбора
изучаемого предмета.
Чтобы метод обучения не
был слишком сух, и красноармейцы с охотой занимались, быстро усваивая
преподаваемое, важное значение имеет подбор лиц инструкторского состава, не
только с любовью относящихся к порученному им делу обучения, но и могущих
определить призвание или склонность людей к такой-то отрасли дела: это также
необходимо учитывать при подходе к обучающимся, и, безошибочно разбив их на
группы по специальностям, и к каждой применить соответствующий метод.
При такой постановке
дела начавшие уже учебную подготовку и более успевающие группы помогают
инструктировать, занимаясь помимо уроков с менее успевающими, повторяют с ними
пройденное, укрепляют в их памяти учебный предмет и, объясняя его сущность
просто, по-товарищески, облегчают встречающиеся трудности.
Быстрота формирования
команд, вызываемая требованиями фронтов, не позволяла удлинять установленные
сроки обучения – две недели теоретических уроков и две недели практических
занятий в парке и на полигоне; кроме того прибывающие из запасных частей
Округов по нарядам Всеросглавштаба красноармейцы были сравнительно подготовлены
к восприятию требуемого от них.
По истечении
двухнедельного срока теоретического изучения уставов службы Красной Армии, ознакомившись
детально с устройством бронепоезда и его применением в бою, обучающиеся переходили
в парк для знакомства с орудиями и последовательно на полигон, где давались уже
чисто боевые задачи, доступные решению лишь лиц обученных настолько, чтобы быть
в состоянии обсудить различные возможности со стороны противника и способы их
отражения.
Каждый взвод исполняет
свою задачу, в общем плане, строго согласованную с другими.
Исключается
железнодорожный взвод, который участвует при стрельбе с бронепоезда во время
выхода последнего из оборудования на одном из заводов и приемке в полной боевой
готовности от инженера, наблюдающего и руководящего бронированием.
Стрельба происходит на
железнодорожном участке в двадцати верстах от расквартирования броневой бригады
[24]
c соблюдением правил
пробега, а также и управления забронированным поездом, применяясь к обстановке близости
воображаемого противника.
Последним этапом для
всех обучающихся является полигон, состоящий из четырех-орудийной батареи от 6
до 12 пулеметов, а также необходимая связь, каждый раз устанавливаемая
телефонистами между батареей, наблюдательным постом, разведчиками и
подрывниками.
Общая связь
устанавливается также и при участии десантных отрядов, большею же частью
последние производят занятия самостоятельно, получая определенную задачу и, или
упражняются в езде в строю, рубке, джигитовке; пехота изучает рассыпной строй,
смыкание, размыкание, перебежки и т. п., применяясь к действию совместно с
бронепоездом.
Наблюдение за
правильностью выполнения плана занятий и всех последующих за тем отчетов,
представляемых через дивизион в бригаду, где таковые проверяются по каждой
отдельной группе обучающихся, лежит а начальнике полигона, общее же совместное
обучение красноармейцев и инструктирование младшего комсостава лежит на
командире дивизиона бригады.
По окончании курса
практического обучения во всех взводах назначается проверка знаний постоянной
экзаменационной комиссией в составе командира дивизиона, начальника полигона и
инструктора соответствующего взвода.
Выдержавшие испытание
красноармейцы поступают в роту пополнений дивизиона, откуда и поступают в
действующие и формирующиеся бронепоезда.
Командный состав,
находящийся в бригаде не исключается от присутствия во время учебных занятий на
полигоне независимо от опыта и знания дела и принимает участие как в управлении
огнем, так и связью.
Параллельно с обучением
красноармейцев в ротах дивизиона, казалось бы уже заключенным, продолжается
обучение кроме того, и притом с неослабевающей энергией, и на формирующихся
бронепоездах, но уже под руководством командного состава каждого в отдельности
бронепоезда, согласно утвержденных бригадой расписаний занятий.
Здесь уже применяется
порядок «собственной» части, в коей создается и соответствующая физиономия,
подчас берущая начало с того момента, когда бронепоезду дается название или
имя; в этом направлении идет и воспитание той безграничной и беззаветной отваги
и удали, которые присущи красным броневикам в бою с противником и зачастую
служат примером для других частей войск, наводя панику на противника.
Для скорейшего выявления
желательных боевых качеств вновь формирующимися командами бронепоездов, которые
еще не имели боевого крещения, приходится вливать в них известный процент более
старых, испытанных бойцов, которые своими рассказами о проявленной его командой
доблести в бесстрашных налетах с всеразрушающей артиллерийской и пулеметной
стрельбой, приводящей ряды противника в замешательство, а подчас и в паническое
бегство, а также рассказами о примерах хладнокровии и бесстрашия в минуты опасности, тем самым воспитывают новичков и
воодушевляют их.
Регулярно, согласно
установленной очереди, вновь формирующиеся бронепоезда, в составе целой части,
под командой младших командиров являются на полигон, где происходит руководимое
непосредственно командиром бронепоезда через младший комсостав обучение
управлению огнем полевой артиллерии.
Начальник полигона,
присутствующий при обучении формирующихся и уже сформированных команд
бронепоездов, строго следит, чтобы подаваемая командиром бронепоезда команда
повторялась начальниками бронеплощадок и исполнялась красноармейцами быстро и
чисто с частой поверкою действия наводчиков, и соответствующими отметками в
журнале стреляющего для поверки отчета стрельб по окончании занятий
После исполнения боевой
задачи, в целях выявления встречающихся ошибок производится разбор стрельбы.
В разборе стрельбы
участвуют и резервный комсостав, во время же стрельбы он является зрителем, при
чем также следит за командой и ее исполнением, делает записи и производит
вычисления, руководствуясь собственными соображениями.
То же самое
производится взводами при пулеметах, которые вначале делают очередную
пристрелку по установленным на известной дистанции постоянным и появляющимся
мишеням; каждая смена выполняет очередь ей положенную.
Помощники командиров
бронеплощадок делают соответствующие поправки стреляющим, производя
установленные записи хода стрельб.
Наблюдатели доносят
через телефонистов, о тех или иных результатах стрельбы, как пулеметной, так и
артиллерийской.
К концу занятий
периодически делается распоряжение произвести взрыв в воображаемых мостовых
сооружениях, и часть подрывников, обязательно присутствующая на обучении, подготовив
предварительно взрыв по указаниям инструктора, по команде производят таковой.
Нельзя отрицать того,
что в деле подготовки красноармейского состава в бригаде имеются пробелы, но
нельзя забывать и того, что при лихорадочной работе выбрасывания на фронт
возможно большего количества боевых единиц, невозможно устранить всех
недостатков.
Близкое будущее даст
возможность подметить недочеты и исправить их при наличии большего времени и
больших средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий