суббота, 3 февраля 2018 г.

Подготовка красноармейского состава в бригаде формирования бронепоездов

Стоянов. Подготовка красноармейского состава в бригаде формирования бронепоездов (Броневое дело, №1, март 1921 г.).

[23]
Основной работой бригады, как за принцип, принимается: 1) формирование новых бронеединиц, 2) переформирование недостаточно боеспособных и технически подготовленных к ведению боя и 3) расформирование бронеединиц явочного формирования, по своему техническому несовершенству не отвечающих требованию времени.

Для более успешного выпуска новых бронекоманд, отвечающих требованию построения Рабоче-крестьянской Красной Армии, могущих отправиться на фронт, как мощная ударная часть как сильная бронеединица, сильная не столько количеством, сколько качеством, весь полусырой состав будущих бронепоездов поступает в Дивизион бригады, где под непосредственным наблюдением штаба последней, подготавливается в роте формирования, строго руководствуясь уставами Красной Армии, а также инструкциями и пособиями специального броневого характера, чтобы не уклоняться в сторону от принципов броневых частей.
Особенное внимание приходится обращать на устранение недостатков специфического характера, как то: дезорганизация, отсутствие дисциплины, неуяснение задач, возложенных на бронечасти, в коих спайка и доверие в исполнении распоряжений, а также и единство взгляда на светлое будущее, является главным залогом строительства рабоче-крестьянской власти.
Поступающие в роту формирования красноармейцы разбиваются по специальным взводам, как то: артиллерийский, пулеметный, телефонно-телеграфный, подрывной и железнодорожный, где, под руководством взводных инструкторов, производится теоретической обучение той или иной специальности при помощи наглядных пособий и подробного разбора изучаемого предмета.
Чтобы метод обучения не был слишком сух, и красноармейцы с охотой занимались, быстро усваивая преподаваемое, важное значение имеет подбор лиц инструкторского состава, не только с любовью относящихся к порученному им делу обучения, но и могущих определить призвание или склонность людей к такой-то отрасли дела: это также необходимо учитывать при подходе к обучающимся, и, безошибочно разбив их на группы по специальностям, и к каждой применить соответствующий метод.
При такой постановке дела начавшие уже учебную подготовку и более успевающие группы помогают инструктировать, занимаясь помимо уроков с менее успевающими, повторяют с ними пройденное, укрепляют в их памяти учебный предмет и, объясняя его сущность просто, по-товарищески, облегчают встречающиеся трудности.
Быстрота формирования команд, вызываемая требованиями фронтов, не позволяла удлинять установленные сроки обучения – две недели теоретических уроков и две недели практических занятий в парке и на полигоне; кроме того прибывающие из запасных частей Округов по нарядам Всеросглавштаба красноармейцы были сравнительно подготовлены к восприятию требуемого от них.
По истечении двухнедельного срока теоретического изучения уставов службы Красной Армии, ознакомившись детально с устройством бронепоезда и его применением в бою, обучающиеся переходили в парк для знакомства с орудиями и последовательно на полигон, где давались уже чисто боевые задачи, доступные решению лишь лиц обученных настолько, чтобы быть в состоянии обсудить различные возможности со стороны противника и способы их отражения.
Каждый взвод исполняет свою задачу, в общем плане, строго согласованную с другими.
Исключается железнодорожный взвод, который участвует при стрельбе с бронепоезда во время выхода последнего из оборудования на одном из заводов и приемке в полной боевой готовности от инженера, наблюдающего и руководящего бронированием.
Стрельба происходит на железнодорожном участке в двадцати верстах от расквартирования броневой бригады
[24]
c соблюдением правил пробега, а также и управления забронированным поездом, применяясь к обстановке близости воображаемого противника.
Последним этапом для всех обучающихся является полигон, состоящий из четырех-орудийной батареи от 6 до 12 пулеметов, а также необходимая связь, каждый раз устанавливаемая телефонистами между батареей, наблюдательным постом, разведчиками и подрывниками.
Общая связь устанавливается также и при участии десантных отрядов, большею же частью последние производят занятия самостоятельно, получая определенную задачу и, или упражняются в езде в строю, рубке, джигитовке; пехота изучает рассыпной строй, смыкание, размыкание, перебежки и т. п., применяясь к действию совместно с бронепоездом.
Наблюдение за правильностью выполнения плана занятий и всех последующих за тем отчетов, представляемых через дивизион в бригаду, где таковые проверяются по каждой отдельной группе обучающихся, лежит а начальнике полигона, общее же совместное обучение красноармейцев и инструктирование младшего комсостава лежит на командире дивизиона бригады.
По окончании курса практического обучения во всех взводах назначается проверка знаний постоянной экзаменационной комиссией в составе командира дивизиона, начальника полигона и инструктора соответствующего взвода.
Выдержавшие испытание красноармейцы поступают в роту пополнений дивизиона, откуда и поступают в действующие и формирующиеся бронепоезда.
Командный состав, находящийся в бригаде не исключается от присутствия во время учебных занятий на полигоне независимо от опыта и знания дела и принимает участие как в управлении огнем, так и связью.
Параллельно с обучением красноармейцев в ротах дивизиона, казалось бы уже заключенным, продолжается обучение кроме того, и притом с неослабевающей энергией, и на формирующихся бронепоездах, но уже под руководством командного состава каждого в отдельности бронепоезда, согласно утвержденных бригадой расписаний занятий.
Здесь уже применяется порядок «собственной» части, в коей создается и соответствующая физиономия, подчас берущая начало с того момента, когда бронепоезду дается название или имя; в этом направлении идет и воспитание той безграничной и беззаветной отваги и удали, которые присущи красным броневикам в бою с противником и зачастую служат примером для других частей войск, наводя панику на противника.
Для скорейшего выявления желательных боевых качеств вновь формирующимися командами бронепоездов, которые еще не имели боевого крещения, приходится вливать в них известный процент более старых, испытанных бойцов, которые своими рассказами о проявленной его командой доблести в бесстрашных налетах с всеразрушающей артиллерийской и пулеметной стрельбой, приводящей ряды противника в замешательство, а подчас и в паническое бегство, а также рассказами о примерах хладнокровии и бесстрашия в минуты  опасности, тем самым воспитывают новичков и воодушевляют их.
Регулярно, согласно установленной очереди, вновь формирующиеся бронепоезда, в составе целой части, под командой младших командиров являются на полигон, где происходит руководимое непосредственно командиром бронепоезда через младший комсостав обучение управлению огнем полевой артиллерии.
Начальник полигона, присутствующий при обучении формирующихся и уже сформированных команд бронепоездов, строго следит, чтобы подаваемая командиром бронепоезда команда повторялась начальниками бронеплощадок и исполнялась красноармейцами быстро и чисто с частой поверкою действия наводчиков, и соответствующими отметками в журнале стреляющего для поверки отчета стрельб по окончании занятий
После исполнения боевой задачи, в целях выявления встречающихся ошибок производится разбор стрельбы.
В разборе стрельбы участвуют и резервный комсостав, во время же стрельбы он является зрителем, при чем также следит за командой и ее исполнением, делает записи и производит вычисления, руководствуясь собственными соображениями.
То же самое производится взводами при пулеметах, которые вначале делают очередную пристрелку по установленным на известной дистанции постоянным и появляющимся мишеням; каждая смена выполняет очередь ей положенную.
Помощники командиров бронеплощадок делают соответствующие поправки стреляющим, производя установленные записи хода стрельб.
Наблюдатели доносят через телефонистов, о тех или иных результатах стрельбы, как пулеметной, так и артиллерийской.
К концу занятий периодически делается распоряжение произвести взрыв в воображаемых мостовых сооружениях, и часть подрывников, обязательно присутствующая на обучении, подготовив предварительно взрыв по указаниям инструктора, по команде производят таковой.
Нельзя отрицать того, что в деле подготовки красноармейского состава в бригаде имеются пробелы, но нельзя забывать и того, что при лихорадочной работе выбрасывания на фронт возможно большего количества боевых единиц, невозможно устранить всех недостатков.
Близкое будущее даст возможность подметить недочеты и исправить их при наличии большего времени и больших средств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий